Макошь (Диалоги с Волхвом)

Тема в разделе "Сказы Зачарованного Леса /Славянское Ведичество", создана пользователем Сова Полярная, 13 ноя 2019.

  1. Сова Полярная

    Сова Полярная Ведьма, просто ведьма

    Регистрация:
    21 сен 2019
    Сообщения:
    2.923
    Симпатии:
    1.040
    Баллы:
    113
    Макошь

    М.Ю. Миронов.

    Давай тогда поговорим о Макоши. Славянский пантеон очень неоднозначный. В этом отношении с ним может сравниться только пантеон негров каких-нибудь – ярумбу типа вуду. Почему? Потому что почти каждый из богов славян имеет как тёмную, так и светлую ипостаси. Если рекордсменом по количеству ипостасей является Велес (это безусловный рекордсмен) ( в этом отношении абсолютно тупой Перун – взял что-нибудь тяжёлое и пошёл разбираться) то Макошь занимает в этом почётное второе место по количеству ипостасей после Велеса. Символов у неё тоже будет несколько. И благодаря этому все наши исследователи чешут репу и каждый кто в лес, кто по дрова. Самое главное в том, что наравне с Велесом Макошь – хтоническая богиня, т.е. сама по себе эта сущность не зависит от того, верят в неё люди или нет , точно так же как и Велес. Перун, кстати говоря, целиком не хтонический, а искусственный бог ( стараниями Владимира – крестителя) – у него ничего такого нет, поэтому он настолько однозначен – одна функция и всё. Эта богиня, во-первых, пережиток матриархата (наследие), когда все могли сказать, откуда этот ребёнок вылез, а вот кто его заделал – хрен его знает.
    И у славян ещё же были, плюс ещё ко всему, были, где-то их называли большухи, где-то их называли – ведьмы, где-то както, т.е. это ,как правило, была жена старосты, старейшины, именно старейшины, т.е. наиболее уважаемого члена , а не старшего, только не князя – князь это совсем не то. Это, как правило, старшая жена, а у славян было многоженство – это вполне доказанный факт и ничего они плохого в этом не видели. Причём это многоженство процветало ещё почти 400 лет после того, как было принято христианство, а местами наблюдалось до середины ХХ века. Большуха, как правило, женщина, которая уже вышла из детородного возраста. Это раз. И второе : у неё должен быть хотя бы один взрослый ребёнок, т.е. вошедший в период полового созревания и пол ребёнка не имеет значения. Взрослым человек признавался после прохождения определённой возрастной инициации ( у нас сейчас эта инициация заменена получением паспорта). Ведающая мать, она же ведьма, она же большуха – это, грубо говоря, в матриархате был аналог этой самой вселенской Матери. Макошь – наследница этой вселенской Матери, откуда все мы, собственно говоря, и вылезли :– и горы и реки и рыбы и птицы и человеки. Т.к. она была большухой и обязаловка была во всех женских разборках, девичьих разборках и т.д. и т.п. то гормональный фон должен быть спокоен это раз, во-вторых она должна быть обалденным политиком, потому что с женщинами по-другому нельзя. Таким образом она была негласной королевой всего селения, т.к. она не только улаживала все эти вещи, но и роды принимала, колдовала потихоньку, куда ж без этого, т.е. нормальная жизнь. Ещё её называли устроительница – всех этих бабец она строила по рангу : кто дура, кто не дура, кто этим занимается, кто тем, т.е. давала судьбу. Соответственно, мать судьбы. А кошт – это искажённое славянское слово, которое означало, грубо говоря, мешок, имущество и она была матерью того социального положения, ма-кошью, Макошью, откуда, собственно говоря, пошло, почему такое большое отступление. И вот эта функция женщины, именно большухи (я теперь буду использовать именно это наименование, чтобы разделить богиню и обычную женщину) как Макоши, как творительницы судьбы всех этих баб этого селения, она перешла на функции богини. Мать судьбы.
     
    Lionne нравится это.
  2. Сова Полярная

    Сова Полярная Ведьма, просто ведьма

    Регистрация:
    21 сен 2019
    Сообщения:
    2.923
    Симпатии:
    1.040
    Баллы:
    113
    следующий, будем так говорить, функционал, исходит из женской психологии : она нежная, она подательница жизни, она там сё пятое-десятое это всё хорошо, но, когда опасность грозит детёнышу, или ещё чего-нибудь, тигрица ещё та. А если учесть, что славяне не делали различий между мужчинами и женщинами в плане владения оружием, то вполне легко можно было огрести. Причём огрести так, что мало не покажется. Т.е. в принципе она могла подарить, так и отнять жизнь. Это выразилось и в самой Макоши, т.е. у неё две ипостаси : одна светлая, другая – тёмная, точно так же как и у Велеса, но только Макошь является одним из главных божеств здесь, в Яви. Она устроительница судеб человеческих как все будут жить, причём со своей, с женской точки зрения, потому что есть устроитель судеб у славян ещё и Сварог, князь Яви. Не Перун, а именно Сварог. Он кузнец. И вот здесь в этих божествах возникает (я уже сказал, что это хтонические боги), она будут жить и без людей абсолютно спокойно, но люди, когда с ними общаются , переводят на них своё представление о и наделяют их определёнными чертами. С течением времени эти черты с этой сущностью сращиваются практически насмерть, поэтому мы говорим о функционале, собственно, бога.
    Устроительство Яви заключается в одном из самых главных занятий Макоши – ткачестве. Это одно из самых главных занятий человека после выковывания сохи и т.д. в силу того, что славяне жили в средней полосе, хотя это зона рискованного земледелия, но всё ж таки земледелия и занимались именно этим.

    Когда Макошь занимается ткачеством, теперь уже переходим к самой богине, она занимается обустройством мира. Т.е. если у греков каждому человеку мойры выплетали свою нить, то Макошь, и это очень важно, она сплетает эти нити в полотно, т.е. славяне понимали, что все друг с другом связаны, причём находимся в одном полотне. И это одна из самых лучших прививок от черной и белой магии, потому что магия может быть одна : ты влияешь на ткань мироздания, а она не может быть ни чёрной, ни белой. У Макоши есть две помощницы : Доля и Недоля, они же Лада и Леля, они же ещё куча названий. Это связано с тем, чтоя говорил в предыдущем рассказе о Велесе: Велес князь, а там ещё есть куча других околобожественных, полубожественных, совсем не божественных сущностей, которые занимаются какими-то своими делами. Макошь так же главная, она устроительница, она собирает ткань мироздания, а поставляют ей нитки, красят их, что-то с ними делают её помощницы Доля и Недоля раз, Лада и Леля два, лосихи три и т.д. и т.п. к тому же в каждой местности одни и те же персонажи могут называться по-разному. Но, здесь есть ещё одно НО : славяне чётко понимали, что смерть – это окончание жизни, но не окончание существования, поэтому была и тёмная Макошь, которая занималась изнанкой мироздания, т.е. светлая Макошь – это лицевое , Явь, а тёмная Макошь – изнанка, Ирий славян. Она же Правь, она же Славь и т.д., сколько хошь там назови. Т.е. это третья грань мироздания. А Велес с Макошью встречаются в Яви, где Велес вроде как не самый главный, да и она тоже. И командует Макошь именно там, в Прави. Там она княгиня. Она там начинает выплетать человеческую судьбу, т.е. предоставляет душе тело для перерождения, в чём ей помогают рожаницы Лада и Леля. Функционал Велеса и Макоши в Яви очень схож .Велес как покровитель живых (плодитесь и размножайтесь), а Макошь - это вселенская Мать (она и обеспечивает плождение и размножение чисто физически).
    Теперь поговорим о том, как с этой сущностью общаться, что от неё просить и как. Всё, что говорилось ранее в рассказе про Велеса, справедливо и для Макоши. В каком плане? В плане того, что на капищах имеется идол Макоши. Это единственный идол женского божества, который славяне вообще ставят. Единственный. Хотя женских божеств в пантеоне достаточное количество, все остальные своего кумира не имели.
     
    Lionne нравится это.
  3. Сова Полярная

    Сова Полярная Ведьма, просто ведьма

    Регистрация:
    21 сен 2019
    Сообщения:
    2.923
    Симпатии:
    1.040
    Баллы:
    113
    Приступаем к взыванию к богине. Прежде всего самое главное то, что Макошь, как и Велес, практически не приемлет никакой кровавой жертвы. Вообще. Если у Велеса есть одно исключение, то у Макоши таких исключений нет, поэтому натирать свежей вырезкой идол Макоши – это кощунство. Самое натуральное. А вот подношения Макоши ровно такие же, как и Велесу. Ещё больше из-за того, что, во-первых, это женская богиня, то все и всяческие украшения это очень хорошо за исключением одного единственного – колье. Дело в том, что колье выросло из воинского ожерелья – гривны. У славян мужчины носили ожерелье, которое называлось гривна, поэтому это мужское украшение, а не женское. Поэтому все и всяческие ожерелья Макоши не подходят. Это мужское. Просто цепочку с подвеской можно поднести- её можно, как наши далёкие предки, носить на лбу. Т.е. цепочка крепилась на волосах, а подвеска находилась на лбу, в районе так называемого третьего глаза (тика у индианок). Все серьги, височные пластины т.д. и т.д., т.е всё, что висит на голове у женщины – это подношение Макоши самое хорошее. Кроме того для Макоши, мы сейчас говорим о светлой Макоши, очень приветствуются рушники и любая другая вышивка, причём каноническим считается красным по белому. Канонических же рисунков Макоши нет – это обычная женская фигура. Ещё есть один нюанс –когда фигура Макоши заменяется двумя фигурами : уточкой и селезнем – это древний символ Макоши, потому что они взлетают и в небесах зарождается новая жизнь. Сейчас говорим только исключительно о светлой Макоши, поэтому рушник это наиболее подходящее подношение Макоши.
     
  4. Сова Полярная

    Сова Полярная Ведьма, просто ведьма

    Регистрация:
    21 сен 2019
    Сообщения:
    2.923
    Симпатии:
    1.040
    Баллы:
    113
    У Макоши, как правило, ни волхвов ни жрецов не было, потому что Макошь почитали в каждой деревне. Именно та большуха, о которой я говорил в самом начале, она была жрицей Макоши в данной конкретной деревне. В городах волхв мог и исполнял функции жреца Макоши, но не часто это делалось – это раз, во-вторых, среди волхвов были особи женского пола . как правило, они держались очень и очень обособленно и своим статусом не светили без нужды.
    Почему функции жреца Макоши исполнялись нечасто? Потому что Макоши обычно молились по домам и тупо экономически невыгодно из-за большого спектра обращений просящими. Для волхва это тоже было экономически невыгодно, потому что приходили редко и те, кто не сильно мог заплатить. В то же время к тёмной Макоши приходили, как правило, с определёнными женскими болезнями, в которых мужчина даже целитель не шибко волочёт в силу того, что он мужчина.

    Женщина волхва, посвящённая Велесу, Срече и другим , кроме Макоши, богам, была очень большой редкостью и очень известна в своей местности и почиталась не меньше, чем тот бог или богиня, которой была посвящена. Обособлены были только те, кто был посвящён тёмной Макоши.
    Подношения тёмной Макоши практически во всех случаях молоко и мёд. Иногда воск и очень часто этот воск использовался для энвольтирования (фигурку лепим). Кроме этого ей пригодны нитки. Не полотно уже тканое, как светлой, а именно полуфабрикат, нитки, причём наивысшего качества, которые ты только сумел сделать. Эти нитки символизировали не сколько судьбу, сколько длительность жизни, т.е. д.б. ровные и длинные. Все канонические вещи, в данном случае нитки, только природного происхождения, не синтетика. Именно тёмной Макоши нитку приносили вместе с веретеном – это требование всегда подчёркивалось.
     

Поделиться этой страницей